Урок по истории древнего мира на тему Зарождение демократии в Афинах

Октябрь 7, 2013

Урок по истории древнего мира на тему «Зарождение демократии в Афинах».

Информационно-коммуникационные технологии
А.В.Дворецкая, В.Г.Селевко, Е.С.Полат

Учитель: Боева Елена Алексеевна
МБОУ СОШ № 5
г. Реутов МО

2011

Цели урока:

1) дать представление об Афинах, как родине современной демократии;
2) раскрыть основное содержание законов Солона;
3) развивать умения учащихся получать знания с использованием ИКТ;
конкретно отвечать на поставленные вопросы; делать выводы; монологическую речь;
4) воспитывать гражданскую позицию учащихся.

Вид урока: комбинированный с элементами ИКТ.

Оборудование:

1) настенная карта «Древняя Греция»;
2) настенный « Исторический словарик »: демократия, демос, полис,
ареопаг, архонт;
3) мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах»;
4) раздаточный материал: таблица «Законы Солона 594 г до н.э.»;
5) загадки по истории по теме «Зарождение демократии в Афинах»;
6) надувной мяч (для игры «Поймай мяч» — работа с терминами).

План урока:

1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с терминами.
3. Изучение нового материала:
а) Солон и его законы.
б) Афинское устройство.
4. Закрепление изученного материала.

Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. ( в форме теста с ИКТ – слайды №№ 2-3)

ТЕСТ.
1. Как назывался совет знати в Афинах?
а) ареопаг;
б) демос;
в) полис.

2. Как по-гречески называется простой народ?
а) илоты;
б) архонты;
в) демос.

3. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием?
а) стратеги;
б) архонты;
в) народное собрание.

4. Архонты управляли:
а) по законам;
б) по собственной выгоде;
в) по большинству голосов.

2. Работа с терминами.

«Исторический словарик»
(на доске):
ПОЛИС
ЗНАТЬ
ДЕМОС
АРЕОПАГ
АРХОНТ
В форме игры «Поймай мяч»:
учащийся, которому учитель «подал» мяч, должен его поймать и дать объяснение термину, который назвал учитель.

3. Изучение нового материала:
а) Солон и его законы. ( ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах» — слайды №№ 4, 5)

Слайд № 4 « Демос восстаёт против знати» (рассказ учителя о приходе к власти Солона).

Историческая справка ученика: Солон происходил из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием.

Он был исключительно честным, одарён умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания.

«Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь», — писал Солон о себе.

Приступив к государственным делам, Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Учитель: Что же важного было в законах Солона?

Слайд № 5 «Солон о своей реформе».

Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волею господ.

Сравнительный анализ стихов Солона и таблицы «Законы Солона 594 г. до н.э.»/

ТАБЛИЦА: «ЗАКОНЫ СОЛОНА 594 г. до н.э.»*
Суть закона Основное содержание
1. Прощение долгов Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2. Запрет обращать в рабство за долги Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счёт государственной казны.
3. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4. Регулярный созыв Народного собрания В работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане.

ЗНАЧЕНИЕ: заложили основы демократии.

* Каждый ученик получает распечатку с таблицей, которую дома должен вклеить в тетрадь.

Вопросы:
1) Назовите законы, которые Солон отразил в своих стихах?
2) В чьих интересах были эти законы?

а) Афинское устройство. ( ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах» — слайды №№ 6-8)

Слайд № 6 «Народное собрание».

v Все граждане Афин – участники собрания.
v Архонт – любой, имеющий богатство.
v Впервые в истории установлен народный суд.

Учитель: Произошли перемены и в управлении Афинами. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали свободные афиняне.

Судьи должны были выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьёй. В список судей попадали по жребию лица не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
Все судьи давали клятву.

Слайд № 7 «Клятва судей» (учитель зачитывает клятву судей).

v Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
v Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого.
v Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени.
v Я клянусь в этом. Если нарушу клятву, пусть погибну сам и мои потомки.

Учитель: Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: чёрный означал обвинение, белый – оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчёт камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.
Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Слайд № 8 «Что такое демократия?»

ДЕМОКРАТИЯ – власть демоса (демос – народ, кратос – власть).

Учитель: Солон стремился угодить всем – и знати , и простому народу. Удалось ли это ему?

Сам Солон писал о себе: «Трудно в великих делах сразу же всем угодить».
Действительно он не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства афинян.
«Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда
Злобным взором провожают, словно я их злейший враг».
/ Солон/

Знать была недовольна тем, что Солон отменил долги и лишил их даровых рабочих рук.
Демосу не угодил тем, что не произвёл передел земли, на который они надеялись.

Тогда Солон попросил у афинян позволения уехать за границу будто бы по торговым делам. Много лет он вынужден был странствовать, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

4. Закрепление изученного материала. ( ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах» — слайды №№ 9,10)

Слайд № 9 «Закрепление материала».
1) Что изображено на картинке?
2) Докажите, что в результате законов Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?
3) Почему знать и демос были недовольны законами Солона?

Загадки по истории по теме «Зарождение демократии в Афинах».

1. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет – выдай правильный ответ.
(АРЕОПАГ)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовёт его знать
Страной управлять.
(ДЕМОС)

3. Он уваженье всех снискал
За то, что был умён и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он всё ж не угодил.
(СОЛОН)

4. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
(НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ)

5. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчёт держал?
(ДЕМОКРАТИЯ)

Слайд № 10 «МОЛОДЦЫ! Всем спасибо за работу на уроке!»

4. Домашнее задание: § 30, документы на с. 140 учебника.

Зарождение демократии в Афинах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *