Урок по истории древнего мира на тему Рабство в Древнем Риме

Октябрь 7, 2013

Урок по истории древнего мира на тему Рабство в Древнем Риме.

Игровые технологии Г.К. Селевко

Учитель: Боева Елена Алексеевна
МБОУ СОШ № 5 г. Реутов МО

2011

Цели:
1) создать у учащихся образное представление о положении
Рабов в Римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быте;
2) продолжить развитие у учащихся логических, образных и оце-
ночных умений.

Вид урока: деловая игра с элементами ретроспективности и маршрута.

План:
1. Источники рабства.
2. Труд рабов.
3. Условия жизни и быта рабов.
4. Отношение к рабам в обществе.

Ход игры:
1. Вводная часть.
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в Римское государство на рубеже II – I веков до н.э. Во время нашего урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима, всё, чем гордилось римское общество.

Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их не следует брать в расчёт.”

А справедливо ли это? Вот это нам и предстоит выяснить, чтобы вступить в спор с сенатором.

Итак, мы отправляемся в путешествие по Риму.

Маршруты групп следующие:

1 группа – на рынок рабов;
2 группа – в имение римского землевладельца;
3 группа – в каменоломни на рудники;
4 группа – посещает гладиаторские бои в Колизее;
5 группа – в дом богатого знатного римлянина.

Группам раздаётся задание. Время подготовки — 5 минут.

Деловая игра
Остановка 1. Сейчас вместе с ребятами из группы 1 мы побываем на рынке рабов в Риме.

Беседа по вопросам:
1) Каковы источники рабства?
2) Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным?
3) Каких рабов римляне относили к “лучшему” народу? Почему они высокоценились и дорого стоили?
4) Почему отменили долговое рабство?

После беседы заполняется схема “Источники рабства”
Остановка 2.
Далее мы с вами выясним, где применялся рабский труд. Для этого мы отправляемся сначала в имение римского землевладельца.

Беседа по вопросам:
1) Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?
2) Какие группы рабов были в имении?

Остановка 3.
С большим трудом ребята из группы 3 получили разрешение сенатора осмотреть рудники.

Вопросы к учащимся:
1) В каких странах древнего мира применялся труд рабов на рудниках?
2) Почему смертную казнь заменяли работой на рудниках?
3) Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.

Остановка 4.
Группа учащихся № 4 побывала в Колизее.

Вопросы для беседы:

1) Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
2) Что общего между рудниками и гладиаторскими боями?
3) Какие качества воспитывали гладиаторские бои в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?

Остановка 5.
Ученики группы 5 посетили дом богатого римлянина.

Вопросы к ученикам:
1) Как вы считаете, где жилось рабам лучше – в имении или доме римлянина?
2) Какие категории рабов существовали в римском доме?
3) Назовите области применения рабского труда.

После отчёта групп заполняется схема “Применение труда рабов в Риме.”

Вопросы для итоговой беседы:

1) Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
2) Почему рабы были всегда разных национальностей?
3) В каких отраслях хозяйства рабский труд имел наибольшее распространение?
4) Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом, совершенном, в котором рабов не следует брать в расчёт?

3. Домашнее задание: § 49, нарисовать рисунки о применении труда рабов в Риме.

I ГРУППА: на рынок рабов в Риме.

1. Мы очутились в огромной толпе, нас захватило огромное людское море. Кого здесь только не было: торговцы рабами, покупатели – очень богатые и среднего достатка, множество невольников. Количество рабов
было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающихся помостах, а некоторые на вы-
соких камнях, их хорошо было видно издалека. Ноги у них намазаны мелом, что казалось, будто бы были вылеплены из гипса.

I ГРУППА: на рынок рабов в Риме.

2. Мы подошли поближе. На груди у каждого невольника висела таб-
личка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба. Цена на рабов различна. Одни стоят очень дёшево, ибо они не имеют, как правило, профессии; другие обладают физической силой и стоят дороже; а самые образованные и обученные рабы стоят ещё дороже.

I ГРУППА: на рынок рабов в Риме.

3. Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах были надеты лавровые венки. Это пленники из Македонии, которых захватывали морские пираты. Вот и раб – грек, его уже покупает богатый римлянин в качестве учителя для своего сына.

I ГРУППА: на рынок рабов в Риме.

4. Но среди рабов не видно рабов – должников. В чём же дело? Оказывается в 326 году было отменено долговое рабство. Совершилось это так. Однажды к одному патрицию за долги попали в рабство юноши – плебеи. Чтобы показать своё превосходство над ними, хозяин приказал раздеть их и наказать розгами. Молодые люди, все избитые, вырвались и убежали к народу, и вызвали шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 году отменили долговое рабство.

II ГРУППА: в имение римского землевладельца.

1. У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. Нам было очень интересно узнать, как там живут люди. К нам подошёл человек, который представился управляющим, и мы решили побеседовать с ним.

II ГРУППА: в имение римского землевладельца.
2. Диалог экскурсовода и управляющего.
Экскурсовод: Кто является хозяином этого имения и где его можно найти?

Управляющий: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин состоит членом городского Совета, поэтому он живёт недалеко отсюда, а в городе у него дом. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля работ в усадьбе. В остальное время за главного остаюсь я. По приезде хозяина я отчитываюсь о состоянии дел. Он выслушивает меня, посчитывает доход, даёт мне распоряжения.

Экскурсовод: Что включает в себя ваше имение?
Управляющий: О, имение у нас большое! Местные крестьяне разорились, и хозяин скупил их земли, чем увеличил территорию усадьбы. В имение входят: поля, виноградник, огород, луг, фруктовый сад и лес.

Экскурсовод: Сколько рабочей силы необходимо для обработки такой большой территории?
Управляющий: У нас в имении 150 рабов. Часть из них занимается работой в поле (вспашка, сеяние, сбор урожая), другие
собирают виноград, работают на давильне, третьи – на огороде, четвёртые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари подбираются очень тщательно: они должны быть самыми сильными рабами.

Экскурсовод: Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?
Управляющий: Наш хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости, и нет сил даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается после заката. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их, вывозят навоз, чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом хозяина. Рабы работают даже в праздники. Зимой они собираются на кухне и под моим присмотром готовят инвентарь к весне и отёсывают колья для виноградников.

III ГРУППА: на рудники.

1. Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота, словно мы сошли в царство мёртвых. Нас встретил управляющий, который указал на отверстие в скалах. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он погонял копошащиеся в темноте фигуры.

III ГРУППА: на рудники.

2. При свете факелов мы увидели людей, которые, лёжа на спине, били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял их глазам боль.

III ГРУППА: на рудники.

3. Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они её дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли они их в каменных ступах и мололи в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованные в цепи. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кому заменена была смертная казнь на эти работы, кто убегал или устраивал восстания.

IV ГРУППА: в Колизей.

1. Мы подходим к величественному зданию, которое получило латинское название “ Колоссеум”, что значит “ исполинский”. Это огромный амфитеатр, открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей располагались вокруг арены – усыпанной песком площадки. Колизей вмещал в себя 50 тыс. римских граждан. Женщины занимали верхний деревянный ярус. Всего было 4 яруса. Сегодня сохранилось только три из них.

В Колизее проходили зрелища – гладиаторские бои.

IV ГРУППА: в Колизей.

2 и 3 ученики рассказывают о гладиаторах, их школе, о гладиаторских боях (учебник, § 49 , пункт 4 “ Гладиаторы на арене амфитеатра”).

V ГРУППА: в дом богатого римлянина.

Задание: подготовить ответ о занятиях и жизни рабов различных категорий в доме богатого римлянина, используя пункт 3 § 49 “Рабы в богатом доме”.

Боева Е.А. Урок-Рабство в Древнем Риме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *